Понедельник, 06.05.2024, 16:25
МКУ "Управление образования" 
МО "Тункинский район"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Методист [21]
Учителя [1]
Наш опрос
Оценка дизайна
Всего ответов: 305
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Гуманитарно-эстетическое направление » Методист

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами гуманитарных предметов

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения  средствами гуманитарных предметов.

       «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно  стоять образование нравственное» В.Г.Белинский.

    Образование было всегда особой системой, благодаря которой подрастающее поколение включалось в уже существующую общность и становилось носителем определенного образа жизни. Резкое снижение уровня производства, инфляция, безработица привели к ломке устоявшихся взглядов, вымыванию духовных ценностей, общественно-значимых ориентиров поведения. Особенно тревожно выглядит тенденция снижения нравственного облика подрастающего поколения, навязывание негативных стандартов жизни, назойливо рекламируемых средствами массовой информации. Духовно-нравственное развитие  обучающихся есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы, ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны и базовые  национальные ценности.

    Среди высших ценностей, чтимых народом, особое место занимает духовность. Для человека духовность-это самосознание, напряженный процесс «делания» собственной души. А душа выражается прежде всего в слове. Через родное слово, писал педагог К.Ушинский,-отражается вся история духовной жизни народа». Знание родного языка, умение пользоваться его «золотым» фондом-пословицами, поговорками, обогащение словарного запаса, обращение к лучшей классической литературе укрепляют души детей, помогает противостоять духовному тлену, нравственному распаду. Без воспитания любви к родному языку не возродится народ, ни подлинная свобода, ни согласие, ни мир, ни любовь среди наших людей. Замечательно сказал Карамзин, что сколько времени надо, чтобы совершенно овладеть духом своего родного языка? В 6 лет можно выучиться  разным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному.

      След, который должны оставить мы, учителя-это доброе слово, посеянное в душах наших учеников. К сожалению, изменение общественных отношений влечет за собой духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных  идеалов и образовании идеологической пустоты. А это можно решить одним, единственным способом- дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого- многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях народа. И решают эту задачу средствами школьных предметов и в первую очередь на уроках родного языка и литературы, русского языка и литературы, иностранного языка, музыки, истории, изобразительного искусства. Это те предметы, которые позволяют каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников, уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания. Чем богаче будет мир языка, тем глубже будет развит их мир в общении. Как говорил Л.Н.Толстой : «Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать».

     Учителя гуманитарных предметов Тункинского района, объединившись в районные методические объединения решают эту задачу  через разные виды деятельности в урочное и во внеурочное время.

     Управление образования второй год реализовывает  проект  учителя бурятского языка Аршанской школы Шожоевой М.Д этнолингвистический палаточный лагерь «Тунхэнэй бууса» в местности «Сагаан уhан» МО СП «Далахай».  В этом году РМО учителей английского языка реализовал проект  «LINGUA-TERRA»  по английскому языку в третьем сезоне палаточного лагеря. Созданное таким образом условие позволяет детям глубоко погрузиться в языковую среду, историю родного края. Традиционными стали районный фестиваль «Эхэ хэлэн-манай баялиг», День бурятского языка, в рамках которого в школах района идут конкурсы «Эрхим диктант», где принимают участие и дети, и их родители, проектируется  интеллектуальное, творческое пространство.   Районный фестиваль «Родные напевы»  собирает   школьные фольклорные ансамбли и группы, конкурс «Живая классика» выявляет чтецов. В рамках Дня бурятского языка ежегодно проводится конкурс стихотворений собственного сочинения. В этом году данный конкурс выявил будущих поэтов Тунки: это Будаева Айлана (Хужирская ООШ), Шактмаев Далай (Охор-Шибирская ООШ), Балданов Доржо (Аршанская СОШ),Хамаганов Содном, Малзурова Елизавета, Будаева Дулма(Толтойская СОШ).

       Внедрение в систему воспитания народной педагогики воздействует на мысли и чувства детей, вызывая в них формирование лучших человеческих качеств, передавая жизненный опыт предыдущих поколений. Первейшая, основная цель воспитания детей является подготовка достойных хранителей огня в родном очаге, продолжателей имени и чести отца, матерей, людей обладающих высокими нравственными качествами, преданными родному очагу, роду, бескорыстными в борьбе со злом, насилием. Во многих школьных краеведческих музеях  района  учащимися школы под руководством учителей составлены генеалогические древа родословных той или иной семьи, рода. Ребенок, приходя в школу ежедневно останавливается, проходит мимо этого стенда, видит свою родословную. И думает, наверное, размышляет, из какого рода он, каким он должен стать, какие дети у него будут, кем станут. Поэтому, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только, чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии. Поэтому, учителя родного, русского языка, истории, музыки в школе-это главные фигуры. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Батожабай, Хоца Намсараев, Ц-Д  Дондокова,  Ж.Тумунов, Н.Балдано… За учителем каждого предмета стоят великие люди, но духовность, к которой литература и язык имеют самое прямое отношение-это особое дарование. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.

Любовь Аюшеева, методист Управления образования.

Категория: Методист | Добавил: RuO (02.11.2017)
Просмотров: 307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz